Театр начинается с вешалки, а оптика — с помещения. От того, насколько грамотно вы подойдете к вопросу поиска подходящего помещения под ваш будущий салон, зависит, насколько прибыльным будет этот ваш салон в будущем.
Прежде чем начать поиск подходящего помещения, необходимо определиться, какой формат оптики вы хотите открыть: будет ли это салон в в торговом центре или классический стрит-ритейл с отдельным помещением, куда люди идут целенаправленно, салон с мастерской по изготовлению очковых линз и с кабинетом офтальмолога или без этих услуг.
Торговый центр или стрит-ритейл?
Сегодня на рынке присутствуют следующие популярные форматы торговли:
- стрит-ритейл (или "уличная торговля") — отдельное торговое помещение с входной группой на улицу;
- магазин в торговом центре;
- pop-up store или корнер — точки временной торговли сезонными очками (например, стойки с солнцезащитными очками в торговых центрах).
Какой бы формат торговли оптикой вы не выбрали, каждого есть свои плюсы и минусы.
Стрит-ритейл | |
---|---|
Преимущества | Недостатки |
Стоимость аренды обычно ниже, чем в популярных торговых центрах | Выбирая местоположение, нужно обращать внимание на зону парковки, пешеходный трафик, густонаселенность района и наличие конкурентов |
При осуществлении медицинской деятельности легче выполнять лицензионные требования Минздрава РФ | Оформление входной группы, которое в смете ремонтных работ составляет от 15 до 20%. Частая борьба с вандализмом в спальных районах |
Возможность установить собственный график работы из-за отсутствия внутренних требований и регламентов торгового центра | Необходимость самостоятельно контролировать сервисные службы (охрану, клининг, обслуживание систем вентиляции и пр.) |
Большее доверие к профессионализму специалистов, а также более лояльные клиенты т.к. посещение салона оптики для них — взвешенное решение из-за необходимости коррекции зрения. Как следствие — более высокая конверсия и средний чек покупки | Отсутствие дополнительного трафика за счет магазинов "якорей" типа гипермаркетов продуктов. Меньше трафик из посетителей, которые зашли "просто посмотреть" |
Оптика в торговом центре | |
Преимущества | Недостатки |
Больше трафик клиентов, готовых к импульсивным покупкам, дополнительные источники трафика из покупателей соседних магазинов | Более высокая стоимость аренды. |
Возможность более креативно оформить витрины, поскольку отсутствует уличный вандализм, есть теплое помещение и яркое освещение вне зависимости от времени суток | Жесткие условия аренды. Требования и регламенты торгового центра, которые необходимо выполнять вне зависимости от бизнес процессов компании |
В большинстве случаев отсутствие санузла и подвода воды в помещение салона, что значительно затрудняет ведение медицинской деятельности и делает процедуру лицензирования практически невозможной | |
В связи с тем, что оптика не является “якорным” арендатором, получить центральное место с большой проходимостью рядом с магазинами, которые пользуются спросом, крайне тяжело | |
Отсутствие гибкости в формировании ассортимента, т.к. оптика будет работать не для своих клиентов, а для клиентов торгового центра | |
Pop-up store или корнер | |
Преимущества | Недостатки |
Мобильность точки продаж с минимальными затратами. Может очень интересно дополнять розничную сеть оптики, которая работает в формате стрит-ритейла, но в сезон, например, открывает дополнительный пункт продаж солнцезащитных очков в торговом центре | Ассортимент ограничен категориями товаров, при которых не нужна дополнительная консультация медицинского специалиста |
РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА:
Один из салонов сети оптик "Культура Зрения" располагался в торговом центре Нижнего Тагила. По опросам покупателей, 60% покупок в этой точке совершались людьми, которые просто проходили мимо. "Я приехал в ТЦ с женой купить обувь и пока она ходила по бутикам, зашел в оптику, примерил очки, мне понравилось, я их купил" — примерно так аргументировали свою покупку покупатели этого салона оптики.
В зависимости от формата салона оптики, который вы решили открыть, необходимо составить свой чек лист требований к помещению. Даже если вы работаете с риелторами, которые занимаются подбором торговых площадей, техническое задание для них нужно составить грамотно, чтобы избежать разочарования. Стритритейл — это более сложный формат бизнеса. Но с точки зрения вариантов подбора помещения здесь открывается больший простор. Однако, при выборе помещения необходимо обратить внимание на несколько важных факторов:
- локацию;
- лицензирование;
- технические требования.
Локация
Итак, местоположение. Классика жанра: помещение под оптику должно находиться в месте с хорошей проходимостью, пешей и транспортной доступностью для покупателей, располагать удобной парковкой, заметной с улицы входной группой с яркой вывеской. Хорошо для этих целей подходит помещение в крупном жилом массиве, например, или прямо рядом с остановкой общественного транспорта.
РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА:
Салон “FOCUS” в Омске расположен в таком месте, где в определенные часы скапливается большая пробка. Автолюбители стоят в пробке и невольно видят салон оптики,а потом в него приходят. Владелица FOCUS Алена Петрашевская говорит, что многие покупатели на вопрос: "Откуда вы о нас узнали?" отвечают: "Стоял в пробке, увидел, зашёл, понравилось — купил".
Однако, помещение надо искать, четко понимая, кто ваша целевая аудитория и какая у вас концепция бизнеса. Например, если вы планируете торговать брендами премиум- класса, то в этом случае часто не трафик важен, а престижность места. Логично было бы поискать помещения в центре города, в кварталах, где располагаются бутики элитной одежды, дорогие рестораны, и где предпочитают жить и делать покупки состоятельные слои общества. В данном случае известная поговорка "Имидж — ничто" — совсем не ваша история. Как раз именно в случае с премиум-сегментом в первую очередь надо думать об имиджевой составляющей бизнеса. Когда дело касается масс-маркета, то трафик здесь играет ключевую роль. Поэтому при выборе помещения стоит обратить внимание на густонаселенность района, в котором вы желаете открыть свою оптику. Считается, что один салон способен обслужить район численностью 6000 человек. Значит, зная численность населения района и количество конкурентов, можно смело анализировать емкость рынка и долю, на которую ваш салон может претендовать.
Лицензирование
Чаще всего в нашей стране открывают салоны с кабинетом врача-офтальмолога или оптометриста. Поэтому сразу же необходимо озаботиться получением лицензии на медицинскую деятельность. Не смотря на то, что единственные манипуляции, которые проводятся в оптике — это коррекция зрения и подбор контактных линз, лицензионные требования Минздрава РФ к оптике предъявляются такие же как к больнице.
ВАЖНО:
Салон оптики — это учреждение, которое занимается диагностикой зрения, изготовлением средств коррекции зрения, подбором и продажей корректирующих и солнцезащитных очков, контактных линз. Поскольку в оптики работает врач-офтальмолог и есть специальные медицинские приборы, салон приравнивается к медучреждению.
Сразу предупредим: не рискуйте работать без лицензии. Во-первых, это может отпугнуть покупателей, если они узнают сей факт, во-вторых, при первой же нагрянувшей проверке это грозит крупными штрафами, предусмотренными статьей 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. деятельность такого салона признают незаконной и оптику закроют.
Технические требования к помещению
Мы не будем в этой статье подробно рассматривать вопросы лицензирования в сфере оптического бизнеса — об этом вы можете узнать на нашем онлайн-курсе “Пять шагов к медицинской лицензии”. Рассмотрим лишь технические требования к помещению, которые строго регламентированы законодательством, и которые необходимо учесть, чтобы получить лицензию без проблем. Кроме того, есть технические условия, без которых получить лицензию можно, но вот работать очень неудобно, поэтому лучше их тоже учитывать при подборе помещения под оптику.
Площадь помещения и вентиляция в кабинете офтальмолога
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. №44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", площадь медкабинета в оптике должна быть не менее 17 квадратных метров. В медкабинете оптики нужно обеспечить приток и отток воздуха, поэтому должна быть проведена вентиляция. По новым требованиям, если площадь помещения меньше 100 квадратов, и в нем есть дверь и окно (естественная вентиляция), то принудительную можно не устанавливать. Но если, например, дверь есть, а окна нет, то принудительную систему придется все же установить. В случае естественной вентиляции, при получении лицензии, санэпиднадзор может потребовать дополнительное подтверждение, что у вас действительно есть и дверь и окно в помещении.
Итак, вам необходимо установить искусственную систему вентиляции. В этом случае обратите внимание на высоту потолков: если они низкие, то посчитайте, сколько пространства "украдет" подвесной потолок и система притока воздуха — если не хотите, чтобы ваши сотрудники упирались головой в потолок.
Освещение в кабинете офтальмолога
Сейчас врачам уже не требуется полностью темного помещения, как раньше — современное оборудование позволяет диагностировать зрение и в светлом помещении. Но тем не менее, для более точной диагностики зрачок у человека должен быть максимально расширен, а достигается это за счет отсутствия света. Поэтому, если в кабинете есть окно, его необходимо затенить, причем изнутри. Рольставни в данном случае не помощники.
Водопровод в кабинете офтальмолога
Врачу периодически необходимо мыть руки, пациенту при подборе контактных линз — тоже. Поэтому обратите внимание, насколько далеко кабинет врача расположен от санузла, из которого обычно и проводят воду. Владельцы оптик, столкнувшиеся с невозможностью поставить раковину в медкабинете и рискнувшие работать в таких условиях, быстро понимают, насколько это неудобно, и в дальнейшем, при подборе помещения под свои салоны, больше не рассматривают варианты таких помещений.
Обработка поверхностей в кабинете офтальмолога
При осмотре помещения обратите внимание на его отделку: все поверхности в кабинете офтальмолога — пол, потолок, стены и дверные проемы — должны быть гладкими, без дефектов, чтобы их удобно было мыть и обрабатывать дезинфицирующими средствами. Вы можете установить подвесные и натяжные потолки, главное, чтобы они были гладкими и их можно было мыть и дезинфицировать. Те же самые требования предъявляются к нагревательным приборам и наружным и внутренним поверхностям медицинской мебели.
Электричество в салоне оптики
Учтите, что в оптике большое количество подсвечиваемых витрин, оборудования, светильников, которые потребляют много электричества. А если вы планируете еще и мастерскую разместить, то вопросом электроснабжения необходимо озаботиться всерьез. Иначе получится казус: сотрудник включит чайник, чтоб воды вскипятить, а электричество вырубится во всем салоне. Чтобы такого не произошло, при выборе помещения внимательно изучите акт разграничения электроэнергии — именно в нем прописывается объем электричества, на которое вы можете рассчитывать. Сравните его с необходимым вам объемом и решайте — подходит вам данное помещение или нет.
Требования к мастерской
Под мастерскую, как правило, выделяется отдельное помещение, в котором должен быть водопровод и канализация. При изготовлении очковых линз остается много отходов. Если станок не оборудован емкостями для сбора отработанного материала, то все это попадает в трубу и сливается в канализацию. Поэтому, чтобы избежать засоров, труба, отводящая стоки, должна быть большого диаметра и не слишком длинной. Чтобы станок работал бесперебойно и не вставал во время внезапного отключения электричества, необходимо установить источник резервного питания, а для защиты материнской платы от сгорания — стабилизатор напряжения. В мастерской, как и в кабинете врача-офтальмолога, тоже необходима приточно-вытяжная система вентиляции воздуха, так как материал, из которого изготавливаются очковые линзы, выделяет запах при обработке. Работающий с утра до вечера станок производит много шума. Поэтому мастерскую лучше располагать в отдельном помещении со звуконепроницаемой дверью. Некоторые собственники ставят станки и садят мастера прямо в торговый зал — чтобы клиенты своими глазами могли убедиться, что салон сам изготавливает очки . В этом случае мастерскую необходимо отделить от торгового зала стеклянной перегородкой, которая будет препятствовать проникновению шума от работающего станка в зал. Требований к площади помещения мастерской со стороны контролирующих органов отсутствуют. Практика показывает, что для комфортной работы мастерская должна быть не меньше 10 квадратных метров.
Санузел и подсобное помещение в салоне оптики
В любом салоне оптики должен быть санузел, подсобное помещение и место отдыха и приема пищи персонала. Объединять эти зоны не рекомендуется. Товар в оптике, как правило, хранят в картонных коробках. Это и визуально некрасиво, и пылится быстро, и коробки быстро приходят в негодность. Поэтому складское хранение товара рекомендуется делать закрытого типа.
Площадь салона оптики
Какой она будет — решать собственнику, но удобнее, если помещение будет не менее 35 квадратных метров с учетом кабинета врача. Оптимальная площадь салона (без мастерской) — 60-70 квадратных метров. Теперь можно посчитать затраты и минимальный по окупаемости метраж. Конечно, арендные ставки во всех городах разные. Существенная разница между стоимостью аренды в регионах и в Москве. В центре Екатеринбурга стоимость аренды квадратного метра варьируется от 1500 до 3000 рублей. В городах Свердловской области эти цифры значительно ниже. Следующий шаг — расчет необходимого количества товара. Для этого надо знать, сколько оправ вмещает одна витрина. По количеству витрин вычисляем минимальный ассортимент выкладки, умножаем это на среднюю оптовую стоимость товара и получаем общую сумму, необходимую на закупку товара для открытия салона оптики.
Но самое главное, что нужно сделать до того, как вы примете решение открыть салон оптики и начнете искать помещение, это рассчитать емкость рынка. Исходя из полученной цифры, вы четко увидите, какая площадь будет для вас оптимальной. Как сделать такие расчеты наш эксперт рассказывает на курсе "Как открыть оптику с нуля".