Потребность бизнеса в обучении и переобучении кадров - “не тренд, а необходимость”
Данная статья довольно объемная, поскольку мы постарались дать развернутое представление о том, насколько важно найти оптимальный путь к эффективному и при этом системному обучению для оптического бизнеса.
Для удобства прочтения мы разделили статью. Это часть 1 из трёх.
Чтобы вам было удобнее ориентироваться в материале - ознакомьтесь с кратким описанием блоков статьи. Вы можете пропустить блоки, которые вам неинтересны, и сразу перейти к важному для вас материалу.
-
Как мы видим проблему обучения и переобучения кадров в целом - рассматриваем ситуацию в мире и в России.
-
Специфика оптического бизнеса - выявим особенности обучения в оптической рознице с точки зрения управления персоналом.
-
Рассмотрев потребности оптического бизнеса в обучении персонала, обратимся к доступным путям решения проблемы (см. во второй части статьи).
-
Что такое системное обучение - уточним понимание этого термина и подчеркнем востребованность системного обучения для бизнеса (см. во второй части статьи).
-
Предложим свое видение пути решения проблемы обучения для оптического бизнеса (см. в третьей части статьи).
Мы - Opticpoint - создаем цифровую среду для систематизации и автоматизации процесса обучения персонала в оптиках. Наша цель - дать оптическому бизнесу удобный и эффективный инструмент для полностью удаленного управления процессом обучения с контролируемыми результатами.
Общая ситуация с обучением кадров в мире и в России
В сентябре 2023 г. исследовательская компания Ipsos представила очередную статистику.
Согласно Глобальному Мониторингу Образования, данные опросов в 29 странах показали:
-
положительно национальную систему образования оценивают 33% респондентов, в то время как отрицательно — 36%; 29% придерживаются нейтральной позиции, считая, что образование в их стране не плохое, но и не хорошее.
-
отрицательную динамику качества образования отмечают 46% респондентов, положительную - 30%, нейтрально оценивают динамику качества образования 21% опрошенных
-
самой масштабной проблемой образования считают устаревшую учебную программу - 30% ответов опрошенных, неравный доступ к образованию, согласно ответам респондентов, стал второй по масштабу проблемой образования - 29%.
Перейдём к рассмотрению внутренней ситуации.
Потребность бизнеса в обучении и переобучении кадров - “не тренд, а необходимость” считают в Forbes Russia Education. Обратимся к совместному исследованию Forbes и Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Выделим самые важные для нас тезисы: [1] наблюдается огромная пропасть между навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и текущие работники. Так, 1,3 млрд людей в мире испытывает нехватку навыков для выполнения своей работы[2]
Иллюстрация уровня запросов на переобучение в РФ:
-
Наличие навыковых пробелов сказывается на показателях бизнеса и лояльности клиентов, порождает снижение производительности и мотивации сотрудников, вследствие чего увеличивается текучесть кадров и время на закрытие позиций
- российские специалисты, ответственные за обучение и развитие персонала, отмечают, что программы переобучения позволяют уменьшить текучесть кадров и повысить внутреннюю мобильность, а также оказывают положительное влияние на сохранение лояльности персонала и уровня удовлетворенности сотрудников.
- в большинстве организаций применяют следующие стратегии обучения:
- непрерывное образование взрослых (lifelong learning) рассматривается как важнейший фактор экономического развития и социального благополучия населения большинства стран. В Германии и Франции уровень ежегодного участия населения в обучении достигает 52%, в Австрии и Норвегии — 60%, в Швеции — 64%, в Швейцарии — 70%*. В РФ данный показатель пока около 20-22 % (Росстат)[1]
На примере нескольких исследований мы показали, что обучение и переобучение специалистов - острая потребность как частного бизнеса, так и экономики в целом. Однако нас в разрезе данной проблемы интересует оптический рынок.
Рассмотрим подробнее проблему обучения и повышения квалификации персонала с точки зрения подготовки продавцов-консультантов оптической розницы.Мы будем исходить не из одной только теории, но и обратимся к бизнес-практике. Используем краткую карту компетенций оптика-консультанта и к особенностям процесса продажи в оптике, чтобы лучше понять специфику запросов оптического бизнеса в обучении.
1. Что должен знать и уметь оптик консультант? Взглянем хотя бы на основные разделы знаний, которые нужны консультанту в оптике для успешной работы.
Итак, даже краткое перечисление основных блоков программы обучения оптика-консультанта дает нам представление о внушительном объеме знаний, которым должен владеть сотрудник оптики.
Это и формирует специфику продаж в оптическом ритейле.
Особенность оптического рынка состоит в том, что в оптике преобладают экспертные продажи, а не транзакционные (простые регулярные незначительные по стоимости и не требующие дополнительной консультации).
Экспертные продажи строятся не только на технологии продаж, но и на широких профессиональных знаниях. Для них требуются базовые знания предметов: физики, геометрической оптики, медицины и технологии
Особенность экспертных продаж состоит в том, что команда салона оптики из консультанта и медицинского специалиста должны обладать:
-
высоким уровнем знаний о продуктах и услугах
-
владеть техникой продаж на уровне выше среднего
-
быть стрессоустойчивыми и мотивированными на результат
-
знать особенности работы производственной мастерской и других бизнес-процессов компании, в которой они работают
В случае экспертных продаж профессиональные навыки сотрудников выходят на первый план - их влияние на коммерческую эффективность предприятия имеет решающее значение.
Реальное положение дел с уровнем профессиональных навыков сотрудников оптики вызывает много вопросов. Довольно распространено мнение, что уровень профессионализма персонала оптик далеко не всегда отвечает требованиям отрасли.
Мы опросили 15 независимых оптических сетей по регионам России: только 7% из управляющих или руководителей оптики довольны своим штатом на 100%. Остальные отмечают сложности в мотивации, управлении и развитии специалистов, при невозможности оперативно заменять и находить более качественные кадры.
Итак, у нас есть карта профессиональных компетенций продавца-консультанта оптики и есть понимание особенностей процесса продажи в оптике.
В такой ситуации правильное управление действующим штатом становится стратегически важным направлением для каждого оптического предприятия.
Руководитель оптики, при этом, выполняет огромное количество операционной работы: контроль закупок товара и оборудования, контроль трудовой дисциплины, взаимодействие с поставщиками, взаимодействие с контролирующими органами, отчетности, штатное расписание и т.д. - всего не перечислишь! На эффективное, последовательное управление персоналом руководителю сложно выделить дополнительные ресурсы.
Управление персоналом:В связи с внешними обстоятельствами: острым дефицитом кадров, нестабильной социально-экономической ситуацией, некоторые функции управления персоналом становятся объективно трудновыполнимыми.
О долгосрочном планировании говорить сегодня также сложно, как о стратегиях поиска и подбора персонала.
С другой стороны, можно усилить фокус внимания на те функции, которые позволят компенсировать сложности планирования и подбора персонала.
Из многочисленных функций управления персоналом в организации, на первый план сегодня выходят:
-
адаптация
-
оценка
-
мотивация
-
обучение и развитие
-
повышение лояльности
- удержание кадров - снижение текучки
Управление персоналом:
Удержание ценных кадров, обучение и адаптация новичков, сегодня требуют больше времени, больше усилий, больше контроля, больше материальных затрат.
Какие это затраты?
-
дорогой подбор (дешевый не дает результата, дорогой тоже не всегда гарантирует результат)
-
найм отдельного супервайзера, который будет осуществлять всесторонний контроль
-
удержание ценного сотрудника от перехода к конкурентам - повышение зарплаты
-
обучение или повышение квалификации
-
выход сотрудников на обучение в нерабочий день или целый “академический” отпуск
- закрытие оптики по время проведения офлайн-обучения - упущенная прибыль
В сложившейся ситуации острой нехватки кадров на рынке труда, потеря специалистов, даже не самых компетентных, не самых “продающих”, грозит бизнесу резким провалом уровня продаж, потерей конкурентоспособности, и опять приводит к увеличению затрат на поиск, адаптацию, обучение и удержание новичков.
Теперь зададимся вопросом: кто и насколько удовлетворяет запросы бизнеса в быстром и качественном, а значит в эффективном обучении персонала (продавцов-консультантов)? Какие методы решения доступны сейчас?
Об этом расскажем в следующей части статьи.