Команда Оптикпоинт видит своей миссией реновацию оптического бизнес-образования, основанную на применении технологий, разработанных для обучения взрослых в цифровой среде. В связи с этим, необходимо показать разницу, между, грубо говоря, подходом к образованию в 20 веке, уходящим в прошлое, и подходами, развиваемыми для бизнеса с начала 21 века, с начала эпохи цифровизации.
Мы - Opticpoint - создаем цифровую среду для систематизации и автоматизации процесса обучения персонала в оптиках. Наша цель - дать оптическому бизнесу удобный и эффективный инструмент для полностью удаленного управления процессом обучения с контролируемыми результатами.
Благовестный М.Б.Руководитель направления разработки учебных программ opticpoint.ru
На какие основания должно опираться современное онлайн-обучение?
Краткий ответ: на научные основания, на андрагогику и доказательное обучение.
Мы не будем погружаться в необъятную тему научно-философских оснований обучения, а только укажем на основные современные направления в науке, занимающиеся изучением обучения и актуальные для бизнеса: андрагогика и когнитивистика, а также упомянутый педагогический дизайн.
Первое, что должен понимать бизнес про обучение - это то, что обучать приходится не детей, а взрослых. Изучением методов и принципов обучения взрослых занимается андрагогика (букв. “ведение взрослых” или с др.греч.). В Андрагогике, в отличие от педагогики (букв. “ведение детей” с др.греч.), подчеркивается специфика усвоения знаний и навыков именно взрослыми личностями, уже имеющими собственный жизненный опыт, взгляды на жизнь, планы и ожидания, отличные от взрослых.
На наш взгляд, наиболее важно отметить мотивационную составляющую обучения взрослых: взрослым просто необходимо осознавать для чего они получают те или иные знания, и как это поможет им применять их на практике. Им важно понимать как теория, на которую они тратят время сегодня, поможет им завтра успешно решать рабочие задачи. Другими словами, взрослые больше тяготеют к проблемно-ориентированному обучению, нежели к содержательно-ориентированному.
Исходя из особенностей обучения взрослых, андрагогика вырабатывает принципы и методы, наиболее подходящие именно для них. Использование общепедагогических методологий обучения, разработанных главным образом для обучения детей, не может обеспечить эффективного обучения для зрелых личностей.
Именно игнорирование принципов андрагогики характерно для традиционной системы образования - это существенно снижает ее эффективность.
Если мы говорим о современной научной базе обучения, то невозможно игнорировать массы научных прорывов в различных областях знания, которые привели к формированию когнитивистики или когнитивной науки - букв. “науки о познании”.
В действительности, человеческое познание - это настолько сложный и разносторонний объект изучения, что его практически невозможно описать инструментами одной науки. Поэтому когнитивная наука - это не отдельная наука, а междисциплинарное направление, объединяющее достижения таких дисциплин как антропология, лингвистика, нейронауки, психология, философия и даже искусственный интеллект (согласно определению Стэнфордской философской энциклопедии - см. статью Cognitive Science).
Мы опять не сможем остановиться даже на перечислении тех многочисленных открытий, которые сформировали наши современные представления о процессе познания и, как следствие, о процессе обучения. Но мы сможем сказать несколько слов о наиболее практически значимой для нашей темы дисциплины, опирающейся, на достижения когнитивных наук и других научных направлений, имеющих прямое отношение к процессу обучения. Такой дисциплиной является педагогический дизайн или дизайн обучения (далее будем применять второе наименование для этой дисциплины как более корректное).
Дизайн обучения, “опираясь на научно-доказанную основу позволяет обеспечить эффективный процесс обучения, максимальное усвоение материала и его дальнейший перенос в область практики” - находим в статье CберУниверситета [2]
“Системно проектируя программу, необходимо учитывать особенности слушателей: возраст, опыт обучения, мотивации и т.д. Поэтому любой учебно-методический контент, который встраивается в программу, каждое придуманное задание должно отвечать на вопрос: "Соответствует ли это принципам обучения людей данной целевой аудитории?"[3]
В рамках дизайна обучения сформулированы различные модели проектирования обучения, разрабатываются различные методологические стратегии для наиболее эффективного обучения той или иной аудитории, создаются различные инструменты, применяемые в зависимости от формата обучения (онлайн или офлайн, с сопровождением или без), целей обучения, сроков обучения, целевой аудитории и т.д.Итак, современный подход к проектированию образовательного процесса подразумевает ориентацию на научно- теоретические основания, предоставляемых андрагогикой и корпусом когнитивных наук, а также применение практической дисциплины, опирающейся на этот научно-теоретический базис - дизайна обучения или, как его принято называть в России, педагогического дизайна.
Именно такой подход к обучению можно сегодня считать научно-обоснованным, т.е. имеющим доказанные с точки зрения научных методов, в том числе экспериментально подтвержденные основания. Мы для краткости будем называть такой подход “доказательным обучением”.
Как мы реализуем доказательное обучение с помощью онлайн-платформы Оптикпоинт?
Краткий ответ: мы разработали всю стратегию обучения с нуля, ориентируясь на потребности оптического бизнеса “здесь и сейчас”.
Чтобы показать особенность нашего подхода, кратко расскажем как создавалась система обучения Оптикпоинт на примере обучения профессии оптика-консультанта.
Мы предприняли следующие основные шаги:
- Вывели основные требования, которые исходят от оптического бизнеса к обучению оптиков-консультантов, предварительно: -Собрав информацию, проведя опросы среди игроков рынка;
- Проанализировали целевую аудиторию, ее характеристики и разбили ее на группы и подгруппы с точки зрения уровня подготовки;
- Определились с основными разделами программы обучения - это самый простой этап, отвечающий на вопрос “Что должен знать оптик-консультант?”[1]
- Подробно прописали компетенции продавца-консультанта - то есть сформулировали представление о том пределе знаний, навыков и умений, которые делают из него профессионала, способного обеспечить бизнесу экспертные продажи с высоким средним чеком;
- Декомпозировали компетенции: -Разбили их на три этапа: начальный, продвинутый и профессиональный;
-
Пишем курсы, создаем тесты, создаем базу знаний. Это технический этап по созданию образовательного материала, который длится безостановочно.
- Апробировали курсы, тесты и другие обучающие материалы на фокус-группах, внесли корректировки и исправления (цикл может повторяться несколько раз).
-Сформировав экспертную группу с опытом как в рознице, так и в опте
-Продумали характеристика каждого этапа;
-Соотнесли их с разделами программы обучения.
Подобрали методологические стратегии для реализации задач, поставленных на каждом этапе, т.е. применили инструменты дизайна обучения, с помощью которых разработали учебный материал.
Нами используется модель последовательных приближений или SAM — Successive Approximation Model SAM (Successive Approximation Model) — модель последовательного приближения. Делит процесс разработки на короткие повторяющиеся шаги — итерации, во время которых постепенно нарабатываются новые качества продукта. При этом итогом каждой итерации является версия готового результата с разной степенью детализации, которую можно проанализировать и скорректировать.[4]
На выходе мы получаем образовательную среду для формирования траектории обучения сотрудников оптической розницы, позволяющую:
Организовать процесс обучения онлайн 24/7:
- Планировать и назначать сроки обучения;
- Выбирать и назначать содержание обучения (курсы);
- Задавать траекторию обучения и развития персонала оптики.
- Материал разработанный с помощью технологий педагогического дизайна, вызывает интерес к предмету и стимулирует желание продвигаться по учебному материалу;
- Сотрудник, благодаря проверке на каждом этапе обучения, осознает результативность процесса;
- Многоступенчатая система мотивирует сотрудников двигаться вперед и достигать новых результатов;
- Сотрудники чувствуют, что работодатель заинтересован в их профессиональном росте и заботится о них.
- Отслеживать сроки обучения и динамику прохождения материала;
- Отслеживать результаты обучения на каждом этапе и корректировать процесс прохождения материала, опираясь на результаты тестирования;
- Корректировать траекторию обучения и развития персонала оптики в зависимости от результатов обучения.
- 80% компаний России и СНГ выделяют бюджет на корпоративное обучение в 2023 году;
- Средний годовой бюджет на обучение линейного сотрудника = 22 845 руб.;
- Каждая четвертая компания выделяет более 50% бюджета на внешнее обучение сотрудников.
Справка: LMS —Learning Management System — это платформа для электронного обучения. См. подробнее
Используя современную LMS и передовые технологии обучения, мы создали платформу Оптикпоинт - среду для непрерывного эффективного обучения и повышения квалификации сотрудников оптической розницы.
Ссылки на используемые источники:
[1] Карта компетенций продавца-консультанта
[2] Статья СберУниверстисета
[3] "Соответствует ли это принципам обучения людей данной целевой аудитории?"
[4] SAM
[5] Lerna